Сенсационные формулировки и причудливая одежда оказались под запретом. Чем обернется это решение для экономики и станет ли пример Китая заразительным?
Фото: depositphotos.com
Китайский регулятор запретил брокерам нанимать финансовых блогеров без лицензии, давать рекомендации по инвестициям в прямом эфире и привлекать внимание с помощью причудливой одежды, сообщило Bloomberg.
Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая запретила компаниям, работающим на рынке ценных бумаг, вести себя вызывающе на веб-трансляциях. Теперь им в принципе нельзя давать инвестиционные рекомендации. Еще одна не менее резонансная мера — бан на так называемых финфлюенсеров. Теперь рекламировать инвестиционные конторы смогут лишь те популярные блогеры, у которых есть лицензия брокера.
А таких в Китае немного. Этот запрет полностью ломает устоявшийся рынок, ведь годами блогеры давали советы по спекуляциям на рынках. И чем больше новых инвесторов привлекали лидеры мнений, тем большую комиссию они получали, но советы их нередко оборачивались для доверчивой аудитории полным крахом. И поэтому китайские власти решили таким радикальным образом решить застарелую проблему, а заодно еще более усилить контроль над экономикой, говорит директор филиала «БКС Мир инвестиций» Вячеслав Абрамов.
Вячеслав Абрамов директор филиала «БКС Мир инвестиций» «Есть очень много людей, которые не обладают должной финансовой грамотностью и необходимыми знаниями. Они зачастую совершают необдуманные поступки просто на основании той информации, которую им транслирует их кумир. Но существует гипотеза о том, что китайское правительство не совсем довольно положением дел в экономике. А учитывая то, что привлекаются довольно разные люди, они могут разоблачить реальное положение дел на основании собственного опыта или же знаний. Возможно, есть комментарии, которые не совсем нравятся китайскому правительству, так как китайский рынок довольно специфический и закрытый».
Если «финфлюенсеров» совсем лишат слова, зарубежные инвесторы не смогут узнать о том, в каком состоянии на самом деле находится вторая экономика мира, что внушает определенное беспокойство. Ведь обрушение, скажем, китайского рынка недвижимости может потянуть за собой и все остальные страны.
Если говорить о примере, который Китай подает другим государствам, то они пока столь жесткие меры перенимать не планируют. В США блогеры давно рекламируют всевозможные агрегаторы инвестиционных идей, и там никто в этом проблемы не видит. Если кто поверил глупому совету — сам виноват. А в России ЦБ применяет к «финфлюенсерам» мягкую силу, говорит автор канала Smirnova Capital Наталья Смирнова.
Наталья Смирнова автор канала Smirnova Capital «Наш регулятор начал активное взаимодействие с ключевыми финансовыми блогерами и начал налаживать с ними контакт, проводить совместные активности. Поэтому я думаю, что у нас будет не прямое регулирование из серии «вот это нельзя», а просто понятийное, потому что блогеры понимают, что ЦБ к ним благоволит, пока они ведут себя в рамках приличия. Им абсолютно невыгодно потерять свой блогерский минус, если они перейдут черту».
Тем не менее «финфлюенсерам» в России стоит быть аккуратнее. Уже три года в России действует закон о финансовом консультировании, по которому за безграмотный совет на консультанта можно подать в суд за понесенные убытки. Впрочем, таких сюрпризов блогеры пока могут избежать, если поставят на свой контент дисклеймер: «Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».
Источник: bfm.ru